Через тернии к звёздам. История Sportsoft: что было до

28 августа 2023

Через тернии к звёздам. История Sportsoft: что было до

Бренд Sportsoft прошел непростой и увлекательный путь становления - от гипотезы к гипотезе, стартапа к стартапу, от названия к названию, от взлетов к падениям и наоборот. В сегодняшнем материале мы расскажем, как всё начиналось. Отматываем плёнку на 11 лет назад.

Проба пера. Sportand.me.

Фактически жизнь проекта началась еще в 2012 году: прародителем бренда стала социальная сеть для любителей спорта Sportand.me. В то прекрасное время мода на соцсети была в самом разгаре, многие предприниматели искали и пробовали незаполненные ниши. Присутствие спорта было ограничено несколькими крупными ресурсами вроде Championat.com и Sports.ru, существовало огромное поле для креатива и поиска новых интерактивных решений для общения любителей спорта. 

Управляющий партнёр Sportsoft Иван Рындин вспоминает те дни:

“На тот момент у меня с деловым партнёром была небольшая компания по разработке программного обеспечения. Также нас объединяло увлечение футболом. Ночью в Сапсане, просмотрев существующие спортивные сервисы, поняли, что в мире их большая нехватка. При этом, те, что все же начинали, получали очень приличные инвестиции. Это зарядило нас на создание собственного сервиса: спортивную социальную сеть Sportand.me, которая была бы интересна и спортсменам, и могла бы позволить организаторам спортивных соревнований автоматизировать все внутренние процессы”.

После утверждения фактуры проекта и бизнес-плана был запущен MVP, стартовала работа над созданием социальной сети, которая позволила бы организовать проведение спортивных турниров,  формирование турнирных таблиц, сеток, расписаний, заявок на матч и подсчёт общекомандной и персональной статистики. Важной основой для запуска проекта стали инвестиции, которые удалось достаточно быстро привлечь в нужном объеме - сказался опыт работы с венчурными проектами (в частности, Иван Рындин имел за плечами опыт работы в технопарке Ингрия Санкт-Петербурга).

Дух стартапа и жажда реализовать задуманное - незабываемые чувства, знакомые каждому, кто в своей жизни хоть раз поднимал продукт “с нуля”. Была проведена большая работа, реализован пул интересных задач и крутой, самобытный функционал, отличавший Sportand.me от всего того, что на тот момент существовало на рынке. Удалось привлечь первых клиентов.

Мы и сегодня убеждены, что Sportand.me в некотором смысле опередил время. Это и сыграло злую роль в судьбе проекта.

Объясняет Иван Рындин:

“Мы не имели достаточного опыта для оценки рынка, и оказалось, что он просто не готов: слишком рано запустили проект подобного рода. Но, безусловно, собственными решениями мы прокачали российский рынок, изначально на него нацелившись. 

Мы столкнулись с консерватизмом в самой индустрии спорта, с отсутствием денег в направлении, и переоценили важность спортивной информационной составляющей, которая тогда не была так активно использована, как сейчас. Конечно, запускать подобный стартап уже поздно, потому что существует много других сервисов. Но я думаю, что реализовав Sportand.me сегодня, мы бы зашли гораздо дальше”.

Непонимание рынка, нехватка финансов на поле потенциальных клиентов, переоценка востребованности продукта в контексте 2012 года не позволили выйти на монетизацию. Вместо закрытия проекта был проведен пивот.

Cмена курса. Betand.me.

Пивот - это резкое изменение направления проекта с использованием предыдущих наработок, команды, основателей для реализации его потенциала в какой-то другой области, либо с иным продуктом, сервисом.

“Нам повезло с инвестором: он поверил именно в нас и дал возможность изменить фокус, т.е. совершить пивот. Так соцсеть Sportand.me, трансформировалась в сервис социальных пари на спортивные события Betand.me. Это была не игра против букмекера, а спор между пользователями на виртуальные деньги - сэмы”, - рассказывает Иван.

Как работал проект: например, пользователь поставил на “Барселону” против “Зенита” (и так же делает большинство). В случае победы второго, весь банк ставок пропорционально идёт тем, кто был за “Зенит”. Сто человек считали, что выиграет “Барселона”, а десять - что “Зенит”. В таком случае выходило, что болельщик, вложивший за “Зенит” 10 монет в случае успеха получал обратно 100; вложив 50 монет - вернул, соответственно, 500.

“Монетизация для нас предполагалась в том, чтобы находить real money betting - компании, которые интересуются привлечением клиентов. В этом случае, мы были “разогревающим” социальным сервисом для организаций, предлагающих ставить на реальные деньги. Мы занимались лидогенерацией для них.

Получился достаточно успешный эксперимент, показавший, что экономика сходится, и компаниям это интересно. Мы провели его в фирме, представляющей крупного израильского инвестора, которому этот проект был также интересен.

Но потом случились события на Украине в 2014 году и российские проекты перестали быть актуальны любым инвесторам. Поэтому, к сожалению, и Betand.me тоже “загнулся”, уже исключительно по внешним обстоятельствам. Деньги закончились, а те усилия, что мы пустили на привлечение инвестиций, довели до максимума: практически до соглашения с инвестором.

Те события нас подкосили, но мы продолжили работать со всем предпринимательским усилием. И вот здесь начал появляться Sportsoft”, - резюмирует управляющий партнёр компании.

***

Опыт, приобретенный за время работы над проектами Sportand.me и Betand.me, позволил сформировать чёткое понимание о спортивном рынке и его потребностях. 

В этом его ценность и объяснение, почему наша третья попытка покорить индустрию с проектом Sportsoft увенчалась успехом. 

Из небольшого коллектива единомышленников со временем мы превратились в мощный коллектив и бренд, который можно смело назвать первым номером на рынке спортивного IT.  

Об этом - в следующей главе нашего цикла.