Цифровая трансформация спорта: текущее состояние и проблематика
29 марта 2021
Цифровая трансформация спорта: текущее состояние и проблематика
Этот текст - транскрибация лекции управляющего партнера Sportsoft Ивана Рындина, проведенной в бизнес-клубе Sport B2B по теме "Цифровая трансформация спорта". Так как не всех желающих получилось присутствовать на мероприятии, а многие могли просто не знать про него, мы хотели бы поделиться опытом и экспертизой в таком формате.
Ниже - свод важных знаний и фактов о таких явлениях как цифровизация и цифровая трансформация в спорте. Из статьи вы узнаете про:
- Социальные функции спорта и цифровых технологий
- Эффекты цифровизации
- Основные направления применения ИКТ в спорте
- На какие целевые группы ориентирована цифровая трансформация спорта
- Как повысить эффективность работы спорторганизации
- Чем цифровая трансформация отличается от цифровизации?
- Объекты и направления цифровой трансформации в спорте
- Перспективы цифровизации спорта в России
- Примеры влияния IT-решений на спорт на примере кейсов Sportsoft
Желаем полезного прочтения!
***
У многих людей присутствует разное понимание о том, что такое спорт. Руководители и аппарат спортивных организаций по всей России, как в том самом анекдоте про слона, которого щупали со всех сторон, по-разному видят и понимают феномен явления.
Спорт является мультипликатором развития социальной сферы, а его задачей является решение вопросов национального значения, таких как увеличение продолжительности активного возраста граждан, повышение качества жизни.
Действительно, пафосу слов противоречит низкий уровень финансирования со стороны государства. Однако и без грандиозных влияний он остаётся важной частью жизни граждан, а к участникам спортивной индустрии можно отнести более 300 тысяч организаций и более 40 млн человек.
Спорт стоит на всех этажах пирамиды Маслоу: он удовлетворяет физиологическую потребность в движении и состязании, служит профилактикой болезней, связанных с малоподвижным образом жизни, укрепляет место человека в социуме, удовлетворяет его потребности в самореализации.
Социальные функции спорта и цифровых технологий
Когда говорим про цифровизацию нужно иметь в виду: она должна следовать тем же курсом и подразумевать все этапы потребностей человека.
Современный человек хочет:
- экономить время на поиске товаров и услуг
- продавать свои услуги, знания и компетенции
- делиться опытом и мнением о получаемых благах
- выбирать лучшие услуги, сервисы и товары
- получать актуальные услуги там, где удобно
- защищать свои профессиональные и личные данные
Цифровые инструменты позволяют это сделать, а человек уже привык к ним безвозвратно. К сожалению, до спорта вся эта простота, экономия, скорость, удобство доходят не так быстро, как хотелось бы. В этом смысле спорт и футбол в частности являются отстающими сферами. Например, если мы посмотрим на сектор промышленности и финансов, торговлю, ритейл, мы увидим широкое использование цифровых технологий на протяжении уже довольно долгих лет. И эффект от их использования. Слабые возможности финансирования, сложная иерархия и структура спортивных организаций в стране - всё это является сдерживающими факторами для трансформации спортивной отрасли.
Эффекты цифровизации
Есть пять блоков, характеризующих результаты или эффекты от цифровизации (не только в спорте, но и вообще:
Снижение расходов
Еще с конца 90-х автоматизируются многие сферы. С появлением цифровых технологий многие рутинные задачи в бизнесе были решены. Это и является фактором снижения операционных расходов, повышения эффективности деятельности организаций и снижения человеческого фактора.
Увеличение доходов
Соответственно росту производительности растёт число клиентов и прибыли организации. Цифровые технологии стали незаменимым помощником и в этом смысле. Они обслуживают внутренние и внешние процессы, ориентируют вас на аудиторию.
Расширение аудитории
Сегодня возможно создать спортивный клуб с нуля и сделать его популярным. Но даже у таких гигантов как “Барселона”, “Манчестер Юнайтед” или “Реал”, которые имели огромную фан-базу до появления цифровых технологии, есть потребность расширять сферы своего влияния. Чтобы повысить узнаваемость клуба и набрать популярность, например, в Юго-Восточной Азии, менеджмент клуба использует интернет, свои цифровые каналы, сервисы, онлайн-магазины. Это позволяет расширять аудиторию, говорить о себе и, в конце концов, зарабатывать.
Повышение управляемости
Если говорить о государственных спортивных школах, то в помощь их потребностям (вести учёт клиентов, учебных групп, коммуницировать с тренерским составом и родителями учеников, принимать оплаты) приходит такой инструмент как CRM-система. Во время пандемии коронавируса весной 2020 года единственной возможностью заниматься был онлайн: благодаря “цифре” тренеры могли проводить занятия, следить за учениками по Zoom и фиксировать их результаты в CRM. Еще 10 лет назад это было немыслимо.
Цифровые технологии позволяют государству собирать данные со всех спортивных объектов, школ, мероприятий и соревнований, контролировать единые календарные планы, информацию об участниках соревнований, присвоение званий и категории. Регулируя эту информацию оперативно, повышается управляемость.
Приоритет цифровизации и перехода к модели сервисного государства неоднократно отмечали президент и премьер-министр. Потому одна из главных целей для российского спорта - связать “цифровой паутиной” всю страну - от Калининграда до Владивостока. Из общих примеров реализации данного концепта - портал Госуслуги, плюсы которого читателю лишний раз объяснять нет смысла.
Улучшение спортивных результатов
Облагораживая то, что находится за пределами стадиона, цифровизация положительно влияет и на само действо внутри арены. Активное применение тренерами и спортсменами новейших разработок в области спортивного софта, экипировки и медицины позволяет улучшать результаты. Огромное количество проектов используют цифровые технологии, чтобы повысить свою конкурентоспособность.
Основные направления применения ИКТ в спорте
- Автоматизация процессов контроля и учета спортивной деятельности
Сюда можно отнести широкий круг проектов, связанный с цифровизацией соревнований, а также более общие вещи: документооборот, анализ научных исследований; иначе говоря, все, что связано с процессами контроля и учета
2. Подготовка квалифицированных специалистов для работы в сфере спорта
Информационно-коммуникационные технологии в данном случае дают возможность разрабатывать инновационные учебные материалы, контролировать обучающие системы и базы данных. Это повышает эффективность работы как сотрудников, так и всей организации.
3. Рекламная и предпринимательская деятельность
Не только в больших футбольных клубах происходит активная предпринимательская деятельность - процесс имеет место и в спортивных школах, на объектах (аренах), в федерациях, лигах.
Например, в Европе футбольные академии прекрасно понимают что предпринимательская деятельность - это часть их работы, а спортивный результат - не единственное, что требуется от руководителя.
4. Использование средств ИКТ в целях мониторинга отдельных сторон спортивной деятельности
Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза в спорте применяется для анализа физического и психологического состояния спортсменов.
Как повысить эффективность?
Эффективность - соотношение результата к затраченным действиям. В целом эффективны те спорторганизации, которые осознали себя как медиакомпанию. Спорт - это большой источник данных: данные о спортсменах, командах, результатах со статистикой, медиаконтент, медицинские данные. Взгляните на сайт Transfermarkt - база данных по всему футбольному миру просто поражает.
Российский футбольный союз, понимая это, также ставит во главу угла медиаработу, взаимодействие с болельщиками, и открыто постулирует это в своих Стратегиях и программах. И правильно, а иначе зачем это всё?!
Эффективность тесно связана и с переводом учетных процессов онлайн-режим. Процесс работы, например, спортивной школы с клиентами кардинально преобразился за последние 5-6 лет. Сейчас это полноценные сервисы: смс-уведомления, оплата услуг онлайн, сбор спортивной статистики, паспортизация спортсменов, выстраивание тренировочных программ, аудит показателей учеников и так далее.
Запуск процесса цифровой трансформации на всероссийском уровне очень важен и сейчас он происходит.
Все мы являемся клиентами магазинов, банков, страховых компаний, цифровых сервисов. И связаны мы с ними технологиями. Спорт в этом смысле немного отстаёт от других отраслей, как уже было сказано ранее, но инструментов стимулировать физическую активность населения - вполне достаточно.
Чем цифровая трансформация отличается от цифровизации?
В 90-е годы и начало 2000-х был популярен процесс автоматизации - перевод данных с бумаги на электронные носители. Сейчас это понятие стало гораздо шире и называется цифровизацией. Многие процессы происходят без участия человека, машины в некотором смысле стали более самостоятельными. Умные дома, робот, беспилотные автомобили - явления, ставшие уже привычными.
Цифровая трансформация - это изменение самих процессов: на примере бизнеса: Amazon несколько десятков лет назад был обычным книжным магазином, основатель решил перевести торговлю в онлайн, изменил модель на цифровую, в итоге получилось то, что получилось. Amazon со временем стал не просто магазином, а рынком - процесс произошел вследствие цифровой трансформации бизнеса.
Что касается спорта, то можно утверждать, что министерства спорта осознали цифровую трансформацию как необходимость. Постепенно изменяется модель работы министерств, очевидно, что отношения центра с регионами будут выходить на другой уровень - на уровень единой цифровой платформы, дающей свободу участникам рынка и объединяющей их всех в одно “облако”.
Объекты цифровой трансформации в спорте
- федерации
- лиги
- спортивные клубы
- спортивные школы
- объекты инфраструктуры
- РОИВ и ФОИВ
Направления цифровой трансформации:
- клиентский опыт (понимание клиентов, точки контакта, рост выручки)
- операционные процессы (процесс цифровизации, реализация возможностей работника, управление производительностью. Пример: безболезненный переход на “удалёнку”)
- бизнес-модели (цифровые модифицированные компании, новые цифровые компании, цифровая глобализация)
Среди любопытных примеров изменения бизнес-моделей и перехода к цифровой глобализации можно отметить запуск франшиз спортивными школами. Была локальная школа - стала всероссийская, европейская, мировая. Передача и контроль методик, сбор оплат, документооборот - все происходит при помощи информационных систем.
Технологические тренды
XaaS - все как сервис
Сейчас можно взять все в аренду - от самоката до автомобиля. Молодежи зачастую проще что-то арендовать,чем владеть имуществом. Технологические инструменты дают такую свободу. Вы платите за сервис ежемесячную плату и как только он вам надоедает - перестаёте им пользоваться.
Data Driven Marketing
Если раньше, например, закусочные продвигались через раздачу флаеров и считали их, чтобы посчитать эффективность, то сейчас можно понять поведение и интерес клиента через онлайн-инструменты, находить свою целевую аудиторию через интернет, качественно работать с ней и точно “прощупывать” эффект от взаимодействия.
Непрерывные многоканальные коммуникации
Если раньше удаленно мы могли только общаться по телефону, то сейчас картина иная: только мессенджеров не менее десятка, которых можно назвать навскидку. И каждому человеку удобен тот или иной сервис. Одной из задач для спорта и бизнеса является поиск единого решения по уведомлению всех клиентов уже с учетом их пользовательских привычек.
Какие технологии в спорте наиболее популярные прямо сейчас?
- сайты
- мобильные приложения
- соцсети
- CRM
- видеостриминг
- системы хронометража
- системы статистики
- системы видеоаналитики
- системы контроля состояния организма
Процесс трансформации происходит с двух сторон: от предпринимателей, которые борются за цель монетизировать аудиторию, а также от государства, которое сейчас сокращает финансирование профессионального спорта и обращает свой взор к поддержке массового и детского спорта. Государственные спортивные организации все чаще принимают гибридную форму существования и развития, перенимая передовой предпринимательский опыт и параллельно с этим выполняя свои прямые функции в виде подготовки спортивного резерва страны, проведения соревнований, обеспечению инфраструктуры, формированию сборных команд и так далее.
Кейс City Football Moscow
В России существует множество детских и взрослых футбольных школ, они конкурируют между собой и стремятся к росту клиентской базы и выручки. Для City Football Moscowконкурентным преимуществом стала активная интеграция цифровых инструментов в компанию. Система, разработанная Sportsoft для московской компании, сотрудничающей с ФК “Спартак”, развивается уже больше трёх лет.
City Football Moscow популяризирует и привлекает через “цифру” к занятиям футболом детей и взрослых, у компании своя полноценная лига с сотней
участников. Следуя их примеру, в Москве резко увеличилось число футбольных школ, объектов инфраструктуры, турниров и других проектов. В этом кроется и
социальный эффект. Также стоит отметить, что создано большое количество мест и вакансий для:
- для начинающих тренеров
- арбитров
- журналистов
- видеооператоров
- фотографов
Юные спортсмены и взрослые любители получать исчерпывающую информацию об уровне своей физической подготовки, следить за статистикой и графиками успеваемости при помощи квалифицированного тренера и тем самым оттачивать своё мастерство. Спортсмены получают современное медиасопровождение: регулярные фотоотчёты, видеозаписи матчей, нарезку лучших моментов. Они становятся героями интервью,тематических рубрик и получают ценные призы.
Вызовы для спорта
● Спортивные организации потеряли доход, поскольку оказались не способны предоставить гражданам спектр собственных услуг. При этом, по времени это совпало с периодом, когда начинается сезон для большинства видов спорта: организуется подготовка и проведение соревнований, собираются средства с помощью проведения турниров, организуются различные мероприятия, семинары, тренировочные лагери.
● Спортсмены потеряли целый сезон и, как следствие, определенные финансовые выгоды, а также тренеров и возможность принимать участие в спортивных состязаниях и конкурировать.
● Спортсмены не получали финансовую поддержку (стипендии) в связи с падением доходов спортивных организаций.
● Обострилась проблема безработицы: увольнения сотрудников, спортсменов, тренеров и других работников, особенно тех, чья заработная плата зависела от вышеупомянутых источников дохода.
● Организации потеряли значительную часть своей неоплачиваемой рабочей силы, поскольку в период пандемии волонтеры обладают ограниченной мобильностью.
● Отрасли, которые прямо или косвенно связаны с индустрией спорта, наблюдают неудачи текущих бизнес-моделей. Как следствие, возникает необходимость изменения бизнес-стратегий в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что затронет большое число рабочих мест, а также предпринимателей.
Перспективы цифровизации спорта в России
Государство поставило задачу к 2030 году привлечь к занятием спорта 70% населения. В 2019 году этот показатель составил 39%. Весьма непростая и амбициозная задача, тем не менее, имеет под собой корни и эффекты. Спорт улучшит здоровье население, оторвёт его от вредных привычек и малоподвижного образа жизни, а также повысит организационный уровень внутри самой сферы за счёт создания условия для массового занятия физической культурой. Без цифровизации реализация проекта невозможна.
Выделим три ключевых вопроса на пути достижения цели:
- Как привлечь к занятиям спортом широкие слои населения?
- Как повысить эффективность работы физкультурно-спортивных организаций?
- Как работать в условиях сохранения опасности COVID-19?
Кто правильно оценивает прошлое, тот знает будущее. Для того, чтобы понять и спрогнозировать модель развития спорта в России необходимо выделить тары его становления:
Цифровизация повысит сервис внутри спорта и будет положительно влиять на результат. Каждый человек и организация вскоре будет пользователем определенного набора услуг и производителем определенного набор данных.
Уровни управления цифровизацией спортивной отрасли в России:
- федеральный сегмент - стратегический и тактический
- региональный сегмент - тактический и операционный
Приоритеты цифровизации
● Внедрение открытой системы цифровых платформ в спортивной отрасли, в которой объединены все сервисы для органов власти, граждан и бизнеса
● Национальный Спортивный Рейтинг (единый для всех граждан), определяемый на основании двигательной активности, участия в любительских и профессиональных соревнованиях
● Система непрерывного развития компетенций «Спортивный Университет 2030», в том числе компетенций цифровой экономики
● Регулярный мониторинг здоровья граждан с использованием цифровых сервисов, интегрированных с Госуслугами
● Повышение цифровой грамотности и реализация потребности кадров физкультурно-спортивной сферы в программах повышения квалификации, в том числе формирование компетенций цифровой экономики
На какие целевые группы ориентирована цифровая трансформация спорта?
На рабочем заседании рабочей группы по цифровой трансформации отрасли физической культуры и спорта в России в Минспорта, состоявшемся 20 мая 2020 года были выделены следующие целевые группы:
- спортивное сообщество
- население
- организации образования
- предприниматели
- регуляторы
В Минспорта на текущий момент работают 5 экспертных групп по цифровизации, куда входят представители региональных органов власти, федераций, лиг, клубов, бизнеса, каждая обозначена нумерацией (пункт 1 - первая группа) + описаны зоны её ответственности:
- Занимается нормативным регулированием цифровой трансформации, анализом процессов обмена данными между участниками, выявлением нормативных барьеров на пути цифровизации и выработкой предложений по внесению изменений в действующее законодательство.
- Ведет работу над моделью данных, формированием атрибутивного состава данных, необходимых для сбора и обмена между субъектами. Также под ее руководством будет выработка методических рекомендаций для региональных органов власти, спортивных федераций и поставщиков ИТ- решений.
- Занимается индексом спортивной вовлеченности населения и разработает методологию расчета данного индекса на основе объективных первичных данных - эталонных данных информационных систем.
- Занимается нормами IT-обеспечения инфраструктуры и разработкой рекомендаций для региональных органов власти по единым требованиям.
- Формирует возможный набор ИТ-сервисов, не требующих бюджетных вложений со стороны органов власти, некоммерческих или имеющих другую модель монетизации, но которые будут способствовать развитию физкультуры и спорта на региональном уровне.
Реестр сервисов от Минспорта (по состоянию на ноябрь 2020 года)
1. LSPORT - цифровые сервисы учёта спортивных мероприятий, спортсменов, тренеров, спортивных судей, сооружений, календаря спортивных мероприятий и расписания тренировок, рекордов и рейтингов
2. Цифровой спорт - цифровые сервисы реестра спортсменов и тренеров, интерактивной карты региона с зарегистрированными спортивными объектами, конструктора мероприятий, отчётности, интеллектуального видеонаблюдения и др.;
3. FindSport - Система онлайн-бронирования и записи на спортивные объекты
4. Go2Sport - цифровых сервисов поиска и бронирования спортивных объектов и организаций, поиска спортивных игр и турниров, организации спортивных мероприятий, контроля дистанционных регистраций/записей и онлайн-оплат на спортивные мероприятия;
5. InSkill - Платформа для онлайн-фитнеса
6. G-Core Labs - Стриминговая платформа
7. E-Champs - цифровые сервисы организации и управления спортивными мероприятиями, онлайн-регистрации, приёма платежей, жеребьёвки и турнирных сеток
8. SmartSport - Информационно-аналитическая система подготовки спортивного резерва
9. S10.run - Платформа онлайн-тренировок, организации и управления массовыми забегами
10. Roboseller - CRM-система для спортивных школ и учебных центров - автоматизации основных бизнес-процессов и цифровых сервисов учёта учащихся, формирования учебных групп и расписаний занятий, контроля посещаемости, дистанционного обучения с возможностью прохождения курсов и занятий онлайн.
Проблема стоимости
Главным препятствием на пути взрывного роста IT-инструментов в российском спорте - слабая перспектива монетизации: организации, особенно в регионах, не готовы платить за цифровые сервисы. Если они и занимаются продвижением, то, как правило, в VK или старом-добром Excel. Позволить полноценную разработку индивидуального автоматизированного спортивного сайта (стоимость - от 300 тысяч рублей), CRM-системы или мобильного приложения они попросту не могут.
Для спортивных лиг уже есть альтернативное решение: конструктор сайтов спортивных лиг и турниров Join Sport (футбол, хоккей, волейбол) с готовым функционалом, бюджетная стоимость использования тарифов - от 0 до 9000 рублей в месяц. Создать его можно за пять минут без программистов, из плюсов выделим:
- современный дизайн
- электронные протоколы игр
- профили команд и игроков
- сквозная статистика
- учет орг. взносов и штрафов
- турнирные таблицы и сетки плей-офф
- мобильное отображение на смартфонах
- удобная и понятная административная панель
- функциональный медиа редактор новостей
- публикация опросов, фото и видео
- управление баннерами и афишами
Почувствуйте разницу.
CRM как ключевой элемент цифровой трансформации спорта
Чтобы доказать эффективность этого инструмента, приведем пример: вы - владелец или руководитель спортшколы, перед вами стоят такие задачи как: повышение конверсии заявок - увеличение количества клиентов при снижении стоимости их привлечения, удержание клиентов и взаимодействие с ними, повышение эффективности деятельности сотрудников, аналитика и отчеты для принятия важных решений руководителем, централизованное управление процессами (расписание, посещаемость), маркетинговые активности (e-mail и смс-рассылки) и так далее. В первом случае вы лишены CRM-системы и проводите всю деятельность вручную или в Excel, во втором - вы работаете через неё. Результаты окажутся полярными: в первом случае вы едва ли обеспечите текущую клиентскую базу актуальной информацией, во втором - будете на связи с клиентом постоянно и знать о его привычках почти как он сам, параллельно привлекая через маркетинговый инструментарий новых лидов.
Здесь, как и в предыдущем случае, возможны два варианта:
- Индивидуальная разработка - это создание полноценного ИТ-решения для Вашей организации, со всей ее спецификой и потребностями. Например, этим занимается Sportsoft.
- Использование готового сервиса онлайн - решение более выгодное в моменте. Начинать с аренды имеет смысл в большинстве случаев, особенно для небольших организаций с типовыми процессами. Такой сервис предоставляет Roboseller.
Рынок также располагает другими интересными решениями: сервис YouPlayDo, созданный для детских футбольных академий например, пользуется огромной популярностью в мире и представлен более чем в 70 странах.
***
Цифровизация, цифровая трансформация - всё это реалистично.
Ещё десять лет назад мы не могли представить, каким широким арсеналом IT-инструментов будет владеть рядовой человек в 2021 году. Будущее продолжит удивлять, так как процесс перемен и инноваций, в том числе и в спорте, продолжает свой семимильный галоп.
Сколько времени потребуется, чтобы “цифра” дошла до самой глубинки, до самого далекого от технологий тренера или юного спортсмена? Два-три года максимум. Пилотные регионы продолжат тестировать IT-инструменты как обязательный элемент спорта, а остальные с обозначенным временем подхватят это знамя.