Сайты умирают? Их полностью заменят социальные сети?

15 января 2021

Сайты умирают? Их полностью заменят социальные сети?

"Сколько в мире сайтов?" - частый запрос в поисковиках. Кому-то просто интересно, а кто-то хочет понять тренды - делать ли ставки на этот рынок или соцсети победили окончательно и бесповоротно.

Есть особенно активные сторонники позиции, что сайты больше никому не нужны.

Итак.

Сколько в мире сайтов?

Статистика вещь упорная. А она показывает, что последние 9 лет (с 2012 года) количество активных, то есть действующих сайтов, практически не изменяется, с небольшой положительной динамикой. ОБщее количество активных сайтов в мире составляет порядка 198 миллионов.

Рис. 1 Количество сайтов в Интернете

И если людей на планете около 7 миллиардов, то по состоянию на январь 2021 года  на каждые 35 человек приходится 1 работающий сайт в интернете! Это реально много, особенно, если учесть, что к интернету в целом подключено немногим больше половины жителей планеты. 

В соцсетях в 2020 году было около 3,6 млрд пользователей, то есть практически все пользователи интернета используют хотя бы одну социальную сеть. 

Но будет ли в связи с этим сокращаться количество сайтов? Нужны ли они в принципе, если так бурно развиваются соцсети? Инвестировать ли время и деньги в свой собственный сайт?

Сайты vs соцсети: что важнее для вашего бизнеса?

Вопрос этот лежит на поверхности, но такая формулировка не даст однозначного ответа для всех.  Параллельно расцвету соцсетей расцветают и сайты, обрастая новыми и новыми инструментами и функционалом, невозможными для пабликов и каналов.

Социальные сети замечательно покрывают базовые информационные задачи бизнеса, подходят для продвижения личных брендов, являются эффективным инструментом работы с теплой аудиторией, вовлечения аудитории в реальном времени. Но именно собственный онлайн-ресурс формирует имидж бренда (особенно крупного) и развивает долгосрочные отношения компании и клиента.

Последние в большинстве своем не ищут товары и услуги в соцсетях, как чаще всего не ищут в соцсетях контракты компании сферы b2b - там пока ещё силен эффект поиска официального сайта, который подтверждает “серьёзность” компании, это маркер того, что с ней можно работать. Соцсети не дают рекламных возможностей вне их использования и скорее предназначены для конечного потребителя. Они не дают полной свободы творчества и самовыражения (в части контента дают, в части оформления - есть существенные ограничения), к тому же аккаунты в социальных сетях не принадлежат вам. Качественные соцсети - это ключ к лояльности клиентов, инструмент коммуникации, но они не в состоянии заменить сайт. Этим и объясняется статистика, по которой за последние 10 лет число активных сайтов в мире не сократилось, а даже немного выросло. 

К тому же следует иметь ввиду, что за 10 лет на одном и том же домене могло успеть пожить большое количество сайтов, ведь меняются технологии, меняются задачи бизнеса, обновляется структура, бизнесы продаются и покупаются. То есть реальное количество сайтов, которое разрабатывалось и запускалось за последнее десятилетие вполне может подбираться к миллиарду!

Какие бизнес-преимущества есть у сайта перед соцсетями?

Какие же преимущества у сайтов по сравнению с соцсетями? 

  • Сайт принадлежит владельцу, это устойчивая почва для бизнеса, позволяющая освещать деятельность, предлагать товары и услуги абсолютно любым легальным способом. Сайт можно продать официально, он является интеллектуальной собственностью того, кто его разработал.
  • Уникальный дизайн - то, что социальные сети могут дать далеко не в полной мере, важно для творческих и креативных компаний и людей, проявить визуальную индивидуальность
  • Многоязычность - любое количество языков, в отличие от соцсетей, где нужно делать отдельные аккаунты для каждого языка. Возможность выхода на глобальный рынок.
  • Встроенные механизмы работы с данными - конструкторы заказов, виджеты соцсетей, виджеты мессенджеров, любые виды форм и алгоритмов - нет ограничений
  • Структурирование информации - в лентах социальных сетей поиск по большому количеству информации производить трудно, они для этого изначально не были предназначены, а некоторые типы постов вообще живут только определенный срок, а затем удаляются.
  • Сайт - ваш единый информационный центр, где можно систематизировано и подробно закрыть все вопросы и потребности клиента, дать возможность найти нужную информацию в два-три клика. Базируясь только в соцсетях, владелец бизнеса вынужден содержать штат администраторов для постоянной обратной связи клиентам.
  • Возможности автоматизации обработки заказов (хотя для простых заказов соцсети это тоже начинают делать).
  • Единый центральный элемент имиджа компании. Не важно в каких соцсетях зарегистирован человек, он увидит самое важное на сайте именно в том виде, в котором это было задумано и реализовано на сайте
  • Сайт имеет самую высокую рентабельность рекламных инвестиций.

Конечно, для большинства бизнесов связка «сайт + соцсети» является оптимальным сочетанием. Выбирать, что оставить в качестве основного онлайн-инструмента некорректно,  это как выбирать, что оставить в строительном наборе - молоток или отвертку. Для кого-то достаточно социальных сетей, кто-то льет рекламный трафик на сайт и доволен, писать в соцсети нет ни желания, ни времени.

Поэтому если вы от кого-то слышите, что сайты - это вчерашний день, возразите такому человеку, он просто слишком плоско смотрит на мир :)

О том, в каких случаях разработка мобильного приложения эффективнее разработки мобильной версии сайта - в следующем материале