Цифровая трансформация спорта: текущее состояние и проблематика

29 марта 2021

Цифровая трансформация спорта: текущее состояние и проблематика

Этот текст - транскрибация лекции управляющего партнера Sportsoft Ивана Рындина, проведенной в бизнес-клубе Sport B2B по теме "Цифровая трансформация спорта". Так как не всех желающих получилось присутствовать на мероприятии, а многие могли просто не знать про него, мы хотели бы поделиться опытом и экспертизой в таком формате. 

Ниже - свод важных знаний и фактов о таких явлениях как цифровизация и цифровая трансформация в спорте. Из статьи вы узнаете про:

  • Социальные функции спорта и цифровых технологий
  • Эффекты цифровизации
  • Основные направления применения ИКТ в спорте
  • На какие целевые группы ориентирована цифровая трансформация спорта
  • Как повысить эффективность работы спорторганизации
  • Чем цифровая трансформация отличается от цифровизации?
  • Объекты  и направления цифровой трансформации в спорте
  • Перспективы цифровизации спорта в России
  • Примеры влияния IT-решений на спорт на примере кейсов Sportsoft

Желаем полезного прочтения!

***

У многих людей присутствует разное понимание о том, что такое спорт. Руководители и аппарат спортивных организаций по всей России, как в том самом анекдоте про слона, которого щупали со всех сторон, по-разному видят и понимают феномен явления. 

Спорт является мультипликатором развития социальной сферы, а его задачей является решение вопросов национального значения, таких как увеличение продолжительности активного возраста граждан, повышение качества жизни. 

Действительно, пафосу слов противоречит низкий уровень финансирования со стороны государства. Однако и без грандиозных влияний он остаётся важной частью жизни граждан, а к участникам спортивной индустрии можно отнести более 300 тысяч организаций и более 40 млн человек.

Спорт стоит на всех этажах пирамиды Маслоу: он удовлетворяет физиологическую потребность в движении и состязании, служит профилактикой болезней, связанных с малоподвижным образом жизни, укрепляет место человека в социуме, удовлетворяет его потребности в самореализации.

Социальные функции спорта и цифровых технологий

Когда говорим про цифровизацию нужно иметь в виду: она должна следовать тем же курсом и подразумевать все этапы потребностей человека. 

Современный человек хочет:

  • экономить время на поиске товаров и услуг
  • продавать свои услуги, знания и компетенции
  • делиться опытом и мнением о получаемых благах
  • выбирать лучшие услуги, сервисы и товары
  • получать актуальные услуги там, где удобно 
  • защищать свои профессиональные и личные данные

Цифровые инструменты позволяют это сделать, а человек уже привык к ним безвозвратно. К сожалению, до спорта вся эта простота, экономия, скорость, удобство доходят не так быстро, как хотелось бы. В этом смысле спорт и футбол в частности являются отстающими сферами. Например, если мы посмотрим на сектор промышленности и финансов, торговлю, ритейл, мы увидим широкое использование цифровых технологий на протяжении уже довольно долгих лет. И эффект от их использования. Слабые возможности финансирования, сложная иерархия и структура спортивных организаций в стране - всё это является сдерживающими факторами для трансформации спортивной отрасли.

Эффекты цифровизации

Есть пять блоков, характеризующих результаты или эффекты от цифровизации (не только в спорте, но и вообще:

Снижение расходов

Еще с конца 90-х автоматизируются многие сферы. С появлением цифровых технологий многие рутинные задачи в бизнесе были решены. Это и является фактором снижения операционных расходов, повышения эффективности деятельности организаций и снижения человеческого фактора.

Увеличение доходов

Соответственно росту производительности растёт число клиентов и прибыли организации. Цифровые технологии стали незаменимым помощником и в этом смысле. Они обслуживают внутренние и внешние процессы, ориентируют вас на аудиторию. 

Расширение аудитории

Сегодня возможно создать спортивный клуб с нуля и сделать его популярным. Но даже у таких гигантов как “Барселона”, “Манчестер Юнайтед” или “Реал”, которые имели огромную фан-базу до появления цифровых технологии, есть потребность расширять сферы своего влияния. Чтобы повысить узнаваемость клуба и набрать популярность, например, в Юго-Восточной Азии, менеджмент клуба использует интернет, свои цифровые каналы, сервисы, онлайн-магазины. Это позволяет расширять аудиторию, говорить о себе и, в конце концов, зарабатывать.

Повышение управляемости

Если говорить о государственных спортивных школах, то в помощь их потребностям (вести учёт клиентов, учебных групп, коммуницировать с тренерским составом и родителями учеников, принимать оплаты) приходит такой инструмент как CRM-система. Во время пандемии коронавируса весной 2020 года единственной возможностью заниматься был онлайн: благодаря “цифре” тренеры могли проводить занятия, следить за учениками по Zoom и фиксировать их результаты в CRM. Еще 10 лет назад это было немыслимо.

Цифровые технологии позволяют государству собирать данные со всех спортивных объектов, школ, мероприятий и соревнований, контролировать единые календарные планы, информацию об участниках соревнований, присвоение званий и категории. Регулируя эту информацию оперативно, повышается управляемость. 

Приоритет цифровизации и перехода к модели сервисного государства неоднократно отмечали президент и премьер-министр. Потому одна из главных целей для российского спорта - связать “цифровой паутиной” всю страну - от Калининграда до Владивостока. Из общих примеров реализации данного концепта - портал Госуслуги, плюсы которого читателю лишний раз объяснять нет смысла.

Улучшение спортивных результатов

Облагораживая то, что находится за пределами стадиона, цифровизация положительно влияет и на само действо внутри арены. Активное применение тренерами и спортсменами новейших разработок в области спортивного софта, экипировки и медицины позволяет улучшать результаты. Огромное количество проектов используют цифровые технологии, чтобы повысить свою конкурентоспособность.

Основные направления применения ИКТ в спорте

  1. Автоматизация процессов контроля и учета спортивной деятельности

Сюда можно отнести широкий круг проектов, связанный с цифровизацией соревнований, а также более общие вещи: документооборот, анализ научных исследований; иначе говоря, все, что связано с процессами контроля и учета 

2. Подготовка квалифицированных специалистов для работы в сфере спорта

Информационно-коммуникационные технологии в данном случае дают возможность разрабатывать инновационные учебные материалы, контролировать обучающие системы и базы данных. Это повышает эффективность работы как сотрудников, так и всей организации.

3. Рекламная и предпринимательская деятельность

Не только в больших футбольных клубах происходит активная предпринимательская деятельность - процесс имеет место и в спортивных школах, на объектах (аренах), в федерациях, лигах.

Например, в Европе футбольные академии прекрасно понимают что предпринимательская деятельность - это часть их работы, а спортивный результат - не единственное, что требуется от руководителя. 

4. Использование средств ИКТ в целях мониторинга отдельных сторон спортивной деятельности

Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза в спорте применяется для анализа физического и психологического состояния спортсменов.

Как повысить эффективность?

Эффективность - соотношение результата к затраченным действиям. В целом эффективны те спорторганизации, которые осознали себя как медиакомпанию. Спорт - это большой источник данных: данные о спортсменах, командах, результатах со статистикой, медиаконтент, медицинские данные. Взгляните на сайт Transfermarkt - база данных по всему футбольному миру просто поражает.

Российский футбольный союз, понимая это, также ставит во главу угла медиаработу, взаимодействие с болельщиками, и открыто постулирует это в своих Стратегиях и программах. И правильно, а иначе зачем это всё?!

Эффективность тесно связана и с переводом учетных процессов онлайн-режим. Процесс работы, например, спортивной школы с клиентами кардинально преобразился за последние 5-6 лет. Сейчас это полноценные сервисы: смс-уведомления, оплата услуг онлайн, сбор спортивной статистики, паспортизация спортсменов, выстраивание тренировочных программ, аудит показателей учеников и так далее.

Запуск процесса цифровой трансформации на всероссийском уровне очень важен и сейчас он происходит.

Все мы являемся клиентами магазинов, банков, страховых компаний, цифровых сервисов. И связаны мы с ними технологиями. Спорт в этом смысле немного отстаёт от других отраслей, как уже было сказано ранее, но инструментов стимулировать физическую активность населения - вполне достаточно.

Чем цифровая трансформация отличается от цифровизации?

В 90-е годы и начало 2000-х был популярен процесс автоматизации - перевод данных с бумаги на электронные носители. Сейчас это понятие стало гораздо шире и называется цифровизацией. Многие процессы происходят без участия человека, машины в некотором смысле стали более самостоятельными. Умные дома, робот, беспилотные автомобили - явления, ставшие уже привычными.

Цифровая трансформация - это изменение самих процессов: на примере бизнеса: Amazon несколько десятков лет назад был обычным книжным магазином, основатель решил перевести торговлю в онлайн, изменил модель на цифровую, в итоге получилось то, что получилось. Amazon со временем стал не просто магазином, а рынком - процесс произошел вследствие цифровой трансформации бизнеса. 

Что касается спорта, то можно утверждать, что министерства спорта осознали цифровую трансформацию как необходимость. Постепенно изменяется модель работы министерств, очевидно, что отношения центра с регионами будут выходить на другой уровень - на уровень единой цифровой платформы, дающей свободу участникам рынка и объединяющей их всех в одно “облако”.

Объекты цифровой трансформации в спорте

  • федерации
  • лиги
  • спортивные клубы
  • спортивные школы
  • объекты инфраструктуры
  • РОИВ и ФОИВ

Направления цифровой трансформации:

  • клиентский опыт (понимание клиентов, точки контакта, рост выручки)
  • операционные процессы (процесс цифровизации, реализация возможностей работника, управление производительностью. Пример: безболезненный переход на “удалёнку”)
  • бизнес-модели (цифровые модифицированные компании, новые цифровые компании, цифровая глобализация)

Среди любопытных примеров изменения бизнес-моделей и перехода к цифровой глобализации можно отметить запуск франшиз спортивными школами. Была локальная школа - стала всероссийская, европейская, мировая. Передача и контроль методик, сбор оплат, документооборот - все происходит при помощи информационных систем. 

Технологические тренды 

XaaS - все как сервис

Сейчас можно взять все в аренду - от самоката до автомобиля. Молодежи зачастую проще что-то арендовать,чем владеть имуществом. Технологические инструменты дают такую свободу. Вы платите за сервис ежемесячную плату и как только он вам надоедает - перестаёте им пользоваться. 

Data Driven Marketing

Если раньше, например, закусочные продвигались через раздачу флаеров и считали их, чтобы посчитать эффективность, то сейчас можно понять поведение и интерес клиента через онлайн-инструменты, находить свою целевую аудиторию через интернет, качественно работать с ней и точно “прощупывать” эффект от взаимодействия.

Непрерывные многоканальные коммуникации

Если раньше удаленно мы могли только общаться по телефону, то сейчас картина иная: только мессенджеров не менее десятка, которых можно назвать навскидку. И каждому человеку удобен тот или иной сервис. Одной из задач для спорта и бизнеса является поиск единого решения по уведомлению всех клиентов уже с учетом их пользовательских привычек. 

Какие технологии в спорте наиболее популярные прямо сейчас?

  • сайты
  • мобильные приложения
  • соцсети
  • CRM
  • e-mail
  • видеостриминг
  • системы хронометража
  • системы статистики
  • системы видеоаналитики
  • системы контроля состояния организма

Процесс трансформации происходит с двух сторон: от предпринимателей, которые борются за цель монетизировать аудиторию, а также от государства, которое сейчас сокращает финансирование профессионального спорта и обращает свой взор к поддержке массового и детского спорта. Государственные спортивные организации  все чаще принимают гибридную форму существования и развития, перенимая передовой предпринимательский опыт и параллельно с этим выполняя свои прямые функции в виде подготовки спортивного резерва страны, проведения соревнований, обеспечению инфраструктуры, формированию сборных команд и так далее.

Кейс City Football Moscow

В России существует множество детских и взрослых футбольных школ, они конкурируют между собой и стремятся к росту клиентской базы и выручки. Для City Football Moscowконкурентным преимуществом стала активная интеграция цифровых инструментов в компанию. Система, разработанная Sportsoft для московской компании, сотрудничающей с ФК “Спартак”, развивается уже больше трёх лет.

City Football Moscow популяризирует и привлекает через “цифру” к занятиям футболом детей и взрослых, у компании своя полноценная лига с сотней

участников. Следуя их примеру, в Москве резко увеличилось число футбольных школ, объектов инфраструктуры, турниров и других проектов. В этом кроется и

социальный эффект. Также стоит отметить, что создано большое количество мест и вакансий для:

  • для начинающих тренеров
  • арбитров
  • журналистов
  • видеооператоров
  • фотографов

Юные спортсмены и взрослые любители получать исчерпывающую информацию об уровне своей физической подготовки, следить за статистикой и графиками успеваемости при помощи квалифицированного тренера и тем самым оттачивать своё мастерство. Спортсмены получают современное медиасопровождение: регулярные фотоотчёты, видеозаписи матчей, нарезку лучших моментов. Они становятся героями интервью,тематических рубрик и получают ценные призы.

Вызовы для спорта

● Спортивные организации потеряли доход, поскольку оказались не способны предоставить гражданам спектр собственных услуг. При этом, по времени это совпало с периодом, когда начинается сезон для большинства видов спорта: организуется подготовка и проведение соревнований, собираются средства с помощью проведения турниров, организуются различные мероприятия, семинары, тренировочные лагери.

● Спортсмены потеряли целый сезон и, как следствие, определенные финансовые выгоды, а также тренеров и возможность принимать участие в спортивных состязаниях и конкурировать.

● Спортсмены не получали финансовую поддержку (стипендии) в связи с падением доходов спортивных организаций.

● Обострилась проблема безработицы: увольнения сотрудников, спортсменов, тренеров и других работников, особенно тех, чья заработная плата зависела от вышеупомянутых источников дохода.

● Организации потеряли значительную часть своей неоплачиваемой рабочей силы, поскольку в период пандемии волонтеры обладают ограниченной мобильностью.

● Отрасли, которые прямо или косвенно связаны с индустрией спорта, наблюдают неудачи текущих бизнес-моделей. Как следствие, возникает необходимость изменения бизнес-стратегий в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что затронет большое число рабочих мест, а также предпринимателей.

Перспективы цифровизации спорта в России

Государство поставило задачу к 2030 году привлечь к занятием спорта 70% населения. В 2019 году этот показатель составил 39%. Весьма непростая и амбициозная задача, тем не менее, имеет под собой корни и эффекты. Спорт улучшит здоровье население, оторвёт его от вредных привычек и малоподвижного образа жизни, а также повысит организационный уровень внутри самой сферы за счёт создания условия для массового занятия физической культурой. Без цифровизации реализация проекта невозможна.

Выделим три ключевых вопроса на пути достижения цели:

  1. Как привлечь к занятиям спортом широкие слои населения?
  2. Как повысить эффективность работы физкультурно-спортивных организаций?
  3. Как работать в условиях сохранения опасности COVID-19?

Кто правильно оценивает прошлое, тот знает будущее. Для того, чтобы понять и спрогнозировать модель развития спорта в России необходимо выделить тары его становления:

Цифровизация повысит сервис внутри спорта и будет положительно влиять на результат. Каждый человек и организация вскоре будет пользователем определенного набора услуг и производителем определенного набор данных.

Уровни управления цифровизацией спортивной отрасли в России:

  • федеральный сегмент - стратегический и тактический
  • региональный сегмент - тактический и операционный

Приоритеты цифровизации 

● Внедрение открытой системы цифровых платформ в спортивной отрасли, в которой объединены все сервисы для органов власти, граждан и бизнеса 

● Национальный Спортивный Рейтинг (единый для всех граждан), определяемый на основании двигательной активности, участия в любительских и профессиональных соревнованиях

● Система непрерывного развития компетенций «Спортивный Университет 2030», в том числе компетенций цифровой экономики

● Регулярный мониторинг здоровья граждан с использованием цифровых сервисов, интегрированных с Госуслугами 

● Повышение цифровой грамотности и реализация потребности кадров физкультурно-спортивной сферы в программах повышения квалификации, в том числе формирование компетенций цифровой экономики

На какие целевые группы ориентирована цифровая трансформация спорта?

На рабочем заседании рабочей группы по цифровой трансформации отрасли физической культуры и спорта в России в Минспорта, состоявшемся 20 мая 2020 года были выделены следующие целевые группы:

  • спортивное сообщество
  • население
  • организации образования
  • предприниматели
  • регуляторы

В Минспорта на текущий момент работают 5 экспертных групп по цифровизации, куда входят представители региональных органов власти, федераций, лиг, клубов, бизнеса, каждая обозначена нумерацией (пункт 1 - первая группа) + описаны зоны её ответственности:  

  1. Занимается нормативным регулированием цифровой трансформации, анализом процессов обмена данными между участниками, выявлением нормативных барьеров на пути цифровизации и выработкой предложений по внесению изменений в действующее законодательство. 
  2. Ведет работу над моделью данных, формированием атрибутивного состава данных, необходимых для сбора и обмена между субъектами. Также под ее руководством будет выработка методических рекомендаций для региональных органов власти, спортивных федераций и поставщиков ИТ- решений. 
  3. Занимается индексом спортивной вовлеченности населения и разработает методологию расчета данного индекса на основе объективных первичных данных - эталонных данных информационных систем.  
  4. Занимается нормами IT-обеспечения инфраструктуры и разработкой рекомендаций для региональных органов власти по единым требованиям. 
  5. Формирует возможный набор ИТ-сервисов, не требующих бюджетных вложений со стороны органов власти, некоммерческих или имеющих другую модель монетизации, но которые будут способствовать развитию физкультуры и спорта на региональном уровне.

Реестр сервисов от Минспорта (по состоянию на ноябрь 2020 года) 

1. LSPORT - цифровые сервисы учёта спортивных мероприятий, спортсменов, тренеров, спортивных судей, сооружений, календаря спортивных мероприятий и расписания тренировок, рекордов и рейтингов 

2. Цифровой спорт - цифровые сервисы реестра спортсменов и тренеров, интерактивной карты региона с зарегистрированными спортивными объектами, конструктора мероприятий, отчётности, интеллектуального видеонаблюдения и др.; 

3. FindSport - Система онлайн-бронирования и записи на спортивные объекты 

4. Go2Sport - цифровых сервисов поиска и бронирования спортивных объектов и организаций, поиска спортивных игр и турниров, организации спортивных мероприятий, контроля дистанционных регистраций/записей и онлайн-оплат на спортивные мероприятия; 

5. InSkill - Платформа для онлайн-фитнеса 

6. G-Core Labs - Стриминговая платформа 

7. E-Champs - цифровые сервисы организации и управления спортивными мероприятиями, онлайн-регистрации, приёма платежей, жеребьёвки и турнирных сеток 

8. SmartSport - Информационно-аналитическая система подготовки спортивного резерва 

9. S10.run - Платформа онлайн-тренировок, организации и управления массовыми забегами 

10. Roboseller - CRM-система для спортивных школ и учебных центров - автоматизации основных бизнес-процессов и цифровых сервисов учёта учащихся, формирования учебных групп и расписаний занятий, контроля посещаемости, дистанционного обучения с возможностью прохождения курсов и занятий онлайн.

Проблема стоимости

Главным препятствием на пути взрывного роста IT-инструментов в российском спорте - слабая перспектива монетизации: организации, особенно в регионах, не готовы платить за цифровые сервисы. Если они и занимаются продвижением, то, как правило, в VK или старом-добром Excel. Позволить полноценную разработку индивидуального автоматизированного спортивного сайта (стоимость - от 300 тысяч рублей), CRM-системы или мобильного приложения они попросту не могут. 

Для спортивных лиг уже есть альтернативное решение: конструктор сайтов спортивных лиг и турниров Join Sport (футбол, хоккей, волейбол) с готовым функционалом, бюджетная стоимость использования тарифов - от 0 до 9000 рублей в месяц. Создать его можно за пять минут без программистов, из плюсов выделим:

  • современный дизайн
  • электронные протоколы игр
  • профили команд и игроков
  • сквозная статистика
  • учет орг. взносов и штрафов
  • турнирные таблицы и сетки плей-офф
  • мобильное отображение на смартфонах
  • удобная и понятная административная панель
  • функциональный медиа редактор новостей
  • публикация опросов, фото и видео
  • управление баннерами и афишами

Почувствуйте разницу.

CRM как ключевой элемент цифровой трансформации спорта

Чтобы доказать эффективность этого инструмента, приведем пример: вы - владелец или руководитель спортшколы, перед вами стоят такие задачи как: повышение конверсии заявок - увеличение количества клиентов при снижении стоимости их привлечения, удержание клиентов и взаимодействие с ними, повышение эффективности деятельности сотрудников, аналитика и отчеты для принятия важных решений руководителем, централизованное управление процессами (расписание, посещаемость), маркетинговые активности (e-mail и смс-рассылки) и так далее. В первом случае вы лишены CRM-системы и проводите всю деятельность вручную или в Excel, во втором - вы работаете через неё. Результаты окажутся полярными: в первом случае вы едва ли обеспечите текущую клиентскую базу актуальной информацией, во втором - будете на связи с клиентом постоянно и знать о его привычках почти как он сам, параллельно привлекая через маркетинговый инструментарий новых лидов.

Здесь, как и в предыдущем случае, возможны два варианта: 

  1. Индивидуальная разработка - это создание полноценного ИТ-решения для Вашей организации, со всей ее спецификой и потребностями. Например, этим занимается Sportsoft.
  2. Использование готового сервиса онлайн - решение более выгодное в моменте. Начинать с аренды имеет смысл в большинстве случаев, особенно для небольших организаций с типовыми процессами. Такой сервис предоставляет Roboseller.

Рынок также располагает другими интересными решениями: сервис YouPlayDo, созданный для детских футбольных академий например, пользуется огромной популярностью в мире и представлен более чем в 70 странах. 

***

Цифровизация, цифровая трансформация - всё это реалистично. 

Ещё десять лет назад мы не могли представить, каким широким арсеналом IT-инструментов будет владеть рядовой человек в 2021 году. Будущее продолжит удивлять, так как процесс перемен и инноваций, в том числе и в спорте, продолжает свой семимильный галоп.

Сколько времени потребуется, чтобы “цифра” дошла до самой глубинки, до самого далекого от технологий тренера или юного спортсмена? Два-три года максимум. Пилотные регионы продолжат тестировать IT-инструменты как обязательный элемент спорта, а остальные с обозначенным временем подхватят это знамя. 

Вид

Бюджет, тыс.руб.

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку персональных данных